В апреле и мае 2022 года увеличилась разница между суммой, которую россияне запрашивают в МФО, и теми денежными средствами, которые они в результате получают на руки. Изучив ситуацию с выдачей коротких микрозаймов «до зарплаты», эксперты Moneyman пришли к выводу, что сейчас разрыв такой же, как и весной 2020 года, в начале пандемии.
Так, микрофинансовые организации выдавали новым клиентам не более 44% от желаемой суммы. При последующем обращении можно было рассчитывать на получение 52%, а на третий раз – 71%.
В I квартале 2022 года распределение долей выглядело следующим образом: 49%, 59%, 78% соответственно. В весенние месяцы 2021 года уровень одобрения был гораздо выше: 62%, 74%, 88% соответственно. В некоторых МФО сообщают, что новым клиентам могли выдать 38-52% от суммы в заявке, и это намного меньше значений 2021 и 2020 годов.

Сумма | 30 000₽ |
ПСК | 0 - 292% |
Срок | 7-30 дней |
Кредитная история | Любая |
Возраст | 18-75 лет |
Решение | 2 минуты |
По мнению участников рынка, качественное прогнозирование платежеспособности заемщика является первоочередной задачей для кредиторов. Поскольку эффект от введенных санкций еще себя не исчерпал, МФО вынуждены продолжать вести консервативную риск-политику. И стратегия сдерживания одобрений заявок от новых клиентов в некоторой степени способна замедлить рост просрочки платежей.
С другой стороны, на проблему просрочки наибольшее влияние оказывают не столько скоринговые модели МФО, сколько масштабы воздействия геополитических факторов. А их на данном этапе оценить сложно, как и степень государственной поддержки.
Эксперты считают, что уровень одобрения заявок падает и по причине завышенного «аппетита» со стороны отдельных категорий потребителей. Например, это могут быть банковские заемщики, которые решили прибегнуть к услугам микрофинансовых организаций. Такие клиенты сразу претендуют на получение крупных сумм, а кредитор вынужден искать баланс между их интересами и устойчивостью собственной риск-модели.
Размер запрашиваемой суммы растет также из-за общей экономической нестабильности. По данным компании «Займер», новые заемщики в среднем претендуют на получение 11500 – 11900 рублей, что сопоставимо с показателями 2020 года. При этом повторные клиенты начали запрашивать несколько большие суммы (размер займов вырос с 6900 до 9400 рублей).
Эксперты отмечают, что граждане, которые не раз прибегали к услугам МФО, начали демонстрировать более рациональный подход к заимствованиям. Клиенты стремятся к своевременному исполнению долговых обязательств, для чего тщательно рассчитывают сумму возврата и сознательно снижают свою кредитную нагрузку. И для кредитора это является хорошим признаком.

Сумма | 100 000₽ |
ПСК | 0 - 292% |
Срок | 5-126 дней |
Кредитная история | Любая |
Возраст | 18-70 лет |
Решение | 1 мин. |
Сейчас микрофинансовые компании стремятся увеличить оборачиваемость денежных средств и снизить риски путем выдачи краткосрочных займов на меньшие суммы. По словам специалистов, долгосрочные инвестиции в портфель отходят на второй план.
До конца 2022 года ожидается постепенный рост сумм (как одобряемых, так и выдаваемых клиентам). Однако, чтобы показатели достигли уровня 2021 года, нужно больше времени, чем в период пандемии, так как суммы займов, запрашиваемых потребителями, будут расти одновременно с инфляцией.
Еженедельный мониторинг, проводимый СРО «МиР», показал, что выдачи находятся на низком уровне с середины марта 2022 года. Эксперты считают, что до начала осени ситуация вряд ли кардинально изменится.
По мнению финансовых аналитиков, МФО выгодно работать с постоянными заемщиками, стабильными и надежными. Компаниям в этом случае не нужно тратить средства на маркетинг при выдаче новых микрокредитов. А основной статьей расходов бюджета компаний сейчас становится именно маркетинг. Следовательно, широкая клиентская база является ценным активом, работа с которым способна поддерживать рентабельность организации в сложившихся условиях.
По материалам издания «Коммерсантъ»
Комментарии: 0