С первых дней мая специалисты портала «Мошеловка» фиксируют всплеск обращений от россиян с жалобами на мошеннические действия. Их количество за неполный месяц выросло на 86%, если сравнивать с апрелем 2022 года. По данным платформы, в 40% таких случаев злоумышленники представляются сотрудниками ВТБ. Еще по 20% телефонных звонков жертвам поступило якобы от представителей Тинькофф Банка и СберБанка, а в оставшихся случаях название финансовой организации мошенники не сообщали.
В ЦБ подтверждают возобновление активной преступной деятельности. Так, с начала мая регулятором была инициирована блокировка 25 тысяч номеров телефонов, с помощью которых жулики крали средства у россиян. В Центробанке уточняют, что в марте 2022 года этот показатель был меньше втрое, а в апреле – ниже на 13%.
Такие колебания активности злоумышленников связаны с уничтожением мошеннических call-центров, базировавшихся на территории Украины. Для восстановления нарушенных цепочек, набора персонала и создания новых центров преступникам понадобилось совсем немного времени. Дело в том, что подобный «бизнес» довольно просто организовать без существенных финансовых вложений и особых средств, а технологии давно отработаны.
Поэтому мошенники моментально отреагировали на изменившуюся ситуацию, перегруппировались и продолжили изводить россиян «токсичными» телефонными звонками. А их активность на сегодняшний день вполне сопоставима с февральскими показателями.
Шаблонные легенды злоумышленников обогатились новым сюжетом – это блокировка банковского счета из-за нелегального перевода денег в недружественную страну. На закономерный вопрос жертвы о причинах блокировки мошенники отвечают, что средства пытаются перечислить в Украину, которая является «государством-агрессором».
В этом случае происходит психологическое давление на граждан одновременно с двух сторон. Во-первых, люди сталкиваются с перспективой потери средств, во-вторых, – с угрозой оказаться пособниками боевиков. И не отреагировать на последний фактор убеждения будет сложно, особенно впечатлительным или пожилым гражданам.
Если жертва поддается на обман, далее все происходит по традиционной схеме: собеседник выведывает персональные данные, после чего деньги переводятся на счета злоумышленников.
Примечательно, что мошенники не отказываются от своих планов даже в случае нежелания человека продолжать разговор. Телефонный звонок повторится через какое-то время, бот сообщит о блокировке счета и предложит сказать «да» для его разблокировки. После этого к беседе подключится аферист, и атака с использованием методов социальной инженерии возобновится.
По словам экспертов, использование текущей повестки дня – типичная для мошенников модель поведения. Как правило, скрипт видоизменяется, когда старая схема теряет актуальность и перестает приносить ожидаемый доход. Для замены сценария может потребоваться от нескольких месяцев до одного года. Адаптация социотехнических схем осуществляется под любой актуальный инфоповод, и нынешний «перевод средств в недружественное государство» – не исключение.
По материалам «Известий»
Комментарии: 1
Вот только недавно, сегодня, звонил «ст лейтенант Золотов А. В.» по поводу перевода денег в недружественную страну. Разговор не продлилсч долго, внесла в чс.)))