Мошенники могут звонить с номеров банков и госорганов

В России постоянно растет количество банковских карт, счетов, онлайн-кошельков. Доступ к ним возможен с помощью цифровых реквизитов, паролей и СМС-кодов. Неудивительно, что злоумышленники разрабатывают все новые схемы мошенничества, связанные с удаленным получением важной информации.

Мошенники могут звонить с номеров банков и госорганов
Пихоцкая Ольга Владимировна
Автор Бробанк.ру Ольга Пихоцкая
Если нравится - подписывайтесь на телеграм-канал Бробанк.ру и не пропускайте новости
Об авторе
Высшее образование по специальности "Финансы" Донецкого национального университета экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского. Пять лет проработала в Первом Украинском Международном Банке. Ольга обладает сертификатом Банка Хоум Кредит о прохождении обучения по программе "ФинКласс". В 2019 году подтвердила знания, получив награды "Главный финансовый аналитик" и "Финансист-аутсорсер" Банка России. pihotskaya@brobank.ru Открыть профиль

Обычно телефонные звонки рассчитаны на доверчивость граждан. Недавно, однако, появились технологии, обманывающие даже тех, кто критически относится к незнакомым номерам. О них «Известиям» рассказали сотрудники правоохранительных органов и специалисты, занимающиеся защитой данных.

Новая форма мошенничества

В 2020 году из разных регионов поступали сообщения о мошенниках, использующих номера телефонов банков и органов государственной власти. Пострадавшие рассказывали, что получали звонок от отдела безопасности кредитной организации, в которой держали свои деньги.

Абонент представлялся сотрудником банка и сообщал о попытке несанкционированного доступа к счету. Он предупреждал, что по поводу правонарушения будет звонить представитель полиции, называл должность, ФИО и номер телефона. При этом потенциальная жертва могла проверить данные на сайте МВД, мошенник даже на этом настаивал.

Через некоторое время происходил вызов с номера, о котором шла речь. Уверенный голос подтверждал слова сотрудника финучреждения, задавал вопросы, необходимые для «расследования». В заключение он советовал действовать в соответствии с рекомендациями банковского служащего.

Получив повторный звонок от злоумышленников, потерпевший сообщал им личные данные или переводил деньги по предложенным реквизитам.

Известны и обратные схемы, когда первый вызов делал представитель полиции. Он представлялся, сообщал о правонарушении и советовал принять помощь сотрудника банка, который перезвонит позднее.

Мнение экспертов

Участники рынка уточняют, что в таких правонарушениях используется программное обеспечение, подменяющее номер. Абонент видит не реальный телефонный номер, а произвольные цифры, которые задал хакер. По словам специалиста по безопасности информации Тараса Татаринова, к увеличению числа таких преступлений приводят два фактора:

  1. Взрывной рост технологий, за которым не успевает законодательная база и техническое оснащение операторов связи. В результате мошенники с легкостью получают аппаратуру, с которой могут подменить номер.
  2. Периодические утечки больших массивов персональных данных граждан. Злоумышленники точно знают, какими активами обладает человек, в каких банках у него счета, а также выясняют имена родственников.

Татаринов говорит, что на черном рынке доступно множество баз данных. Они содержат полную информацию об абонентах сотовых сетей, клиентах банков или крупных магазинов. Хотя покупатели таких сведений могут быть привлечены к ответственности по статьям 272, 273 УК РФ, доступ к ним перекрыть не удается.

Отследить подменные номера довольно сложно, поскольку это – не отдельная сота, а установленное на телефон ПО. Сейчас планируются к разработке дополнения к протоколам, которые закроют данную уязвимость, рассказал завкафедрой информационной безопасности, член Академии криптографии Александр Баранов.

По словам экспертов, защитить от действий злоумышленников может только бдительность абонентов. Ни сотрудники банков, ни правоохранители не имеют права требовать сведения, касающиеся счетов, во время телефонного разговора.

Специалист по безопасности личных данных Александр Власов говорит, что, получив звонок из кредитной организации, нужно повесить трубку и самому перезвонить на горячую линию (желательно набрать номер банка вручную).

Таким же образом стоит поступать, когда вам по телефону от имени социальных служб, радиокомпаний, фондов предлагают бесплатно что-либо получить. Злоумышленники пользуются страстью людей к наживе и выведывают номера карт и пароли к ним.

Олег Седов, представитель «Ростелеком – Солар», добавляет, что часто жертвами афер становятся пенсионеры и те, кто временно выпал из круга общения. Таких лиц стало больше во время пандемии. Кроме того, люди, находящиеся на удаленке, теряли критическое мышление и оказывались легкой добычей мошенников.

Комментарии: 0