Бробанк расскажет, что такое рэнкинг, чем он отличается от рейтинга, кто подсчитывает и сопоставляет такие данные, а также для чего они нужны.
Как понять что это — рейтинг или рэнкинг
Прежде чем оценивать и использовать информацию нужно разобраться, что перед вами — рэнкинг или рейтинг. В международной практике эти два понятия чаще всего используются параллельно, когда речь идет о составлении ТОПов в определенной сфере. Но в русском языке гораздо чаще используют только рейтинги, а рэнкинг применяют как его более редкий синоним. Чтобы выявить разницу между понятиями приведем их определения:
Понятие | Определение |
Рейтинг | От английского слова «rating» — числовая или порядковая оценка, которая определяет значимость конкретного объекта или явления в группе подобных. Перечень объектов и явлений, которые выделяются наибольшей значимостью, входят в «TOP N». Где N — количество анализируемых объектов и явлений, которое равно 10, 20, 100 и т.д. Это могут быть возрастные рейтинги, рейтинги кредитной надежности, рейтинг популярности телепрограммы или любая другая выборка, которая основана на мнении экспертной группы исходя из общих признаков оцениваемого объекта, субъекта или явления. |
Рэнкинг или ренкинг | От английского «ranking» — ранжирование, местоположение в шеренге, ряду. Прямая задача ренкинга — упорядочивание информации об объекте, который подвергается анализу. Этот способ ранжирования не несет в себе оценки. Он только позволяет увидеть позицию объекта среди других подобных по конкретному критерию, который установлен в качестве определяющего. Никаких экспертных мнений, только четкие цифры. |
Если исходить из этих знаний, то можно обнаружить определенные явления. Так компания с наибольшей прибылью и высоким рейтингом, но с большим объемом краткосрочных обязательств по рэнкингу, может в реальности занимать другую строчку в рейтинге. То есть после вычитания обязательств чистая прибыль лидера будет в разы ниже уровня тех компаний, которые находятся в рейтинге ниже.
Где встречается рэнкинг
Рэнкинг возможен только для цифровых и сопоставимых величин. Например, можно провести несколько видов ранжирования:
- экономическое — по уровню прибыли или ROi;
- натуральное — по объему производства в единицах готовой продукции;
- статистическое — по уровню заработной платы, числу покупок или количеству жителей страны.
Рэнкинги встречаются в экономике, маркетинге, спорте, бизнесе. А также везде, где есть потребность в ранжировании перечня компаний, претендентов, участников или предложений. В частности для выявления достойного покупателя поставщик может оценивать потенциальную компанию по уровню платежеспособности, количеству сделок или рентабельности.
По сути, к термину «ренкинг» более близким, чем рейтинг, будет понятие «градация». Оно означает, что происходит последовательный переход от одного уровня к другому с усилением или ослаблением определенного признака. Хотя нередко экономисты и аналитики используют определение рейтинг и рэнкинг для обозначения одних и тех же данных. Не всегда это будет ошибкой, но лучше понимать в чем же их существенная разница.
Насколько объективны рейтинги
Любой рейтинг, в отличие от рэнкинга — это оценочный показатель. Поэтому данные рейтинговых агентств не всегда признают объективными. До начала 70-х годов XX века составление рейтингов финансировали инвесторы. Они были заинтересованы в получении объективной и достоверной информации.
Но позже оплачивать анализ начали эмитенты ценных бумаг и компании. У них были другие цели, они стремились «улучшить» свое положение в глазах инвесторов. Это привело к тому, что вокруг агентств возникали скандалы. К ним выдвигали обвинения в предвзятости выставленных оценок. Но ситуация постепенно возвращается к первоначальной. Агентства доказывают свою непредвзятость, дорожат своей репутацией и скандалов становится в разы меньше.
Однако рейтинги составляют не только именитые агентства, но и менее заинтересованные лица, которые относятся к деловым кругам. К ним относится, например, рейтинг Forbes. Так издание уже несколько лет публикует список лучших стран для ведения бизнеса. Также Forbes составляет рейтинг лучших банков в каждой стране, с которыми стоит сотрудничать инвесторам и частным лицам. Для определения лучших стран издание руководствуется:
- уровнем внутреннего валового продукта;
- положением государства в рэнкинге объем налогов;
- позицией страны в рэнкинге развития технологий и экономических свобод;
- уровнем влияния чиновников на ведение бизнеса внутри страны.
Кроме открытых рейтингов в каждой стране существуют и закрытые. Данные из них недоступны для широкого числа инвесторов и обычных граждан. Но для обывателя такая информация не всегда нужна. Им может оказаться достаточно тех данных, которых находятся в открытом доступе.
Рейтинги банков среди неспециалистов гораздо более известны, чем рэнкинги. Они кажутся более понятными. Так происходит, потому что для их составления работали эксперты, которые и интерпретировали сухие цифры в доступные показатели. Чем выше у населения финансовая грамотность, тем популярнее становятся рейтинги, а затем уже и рэнкинги банков.
Входные данные для составления рейтинга или рэнкинга
Рейтинги банков составляют международные и отечественные рейтинговые агентства. В частности кредитный рейтинг подсчитывают международные компании Moody’s, Standart&Poor’s и Fitch Ratings. А также российские — АКРА, Эксперт РА, Национальное рейтинговое агентство и Национальные кредитные рейтинги.
В основе определения позиции для международных агентств лежит кредитоспособность банка. Итоговый показатель нужен потенциальному инвестору, чтобы понять стоит ли покупать ценные бумаги этой компании, и то насколько она надежна и устойчива на рынке.
Для сопоставимости данных международные агентства используют условные обозначения. Параметры от А до D, где уровень АА — принадлежит более надежным компаниям с наивысшим уровнем кредитоспособности и самыми низкими ожиданиями по кредитным рискам.
Показатели В относятся к менее надежным компаниям, где повышены кредитные риски, которые могут усилиться при экономической нестабильности. Самый низкий рейтинг — уровень D, он означает дефолт. Изменение показателя внутри группы варьируется через символы + и — или цифровые обозначения от 1 до 3:
S&P и Fitch | Moody’s |
АА- | Аа3 |
А+ | А1 |
А | А2 |
А- | А3 |
ВВВ+ | Ваа1 |
ВВВ | Ваа2 |
ВВВ- | Ваа3 |
ВВ+ | Ва1 |
ВВ | Ва2 |
ВВ- | Ва3 |
Среди экспертов принято считать, что все облигации, у которых рейтинг ниже ВВВ — относятся к ценным бумагам спекулятивного или неинвестиционного, «мусорного» уровня. Хотя они и могут давать инвестору высокую доходность, у них будет высокий уровень риска. Поэтому такие активы редко используют для диверсификации инвестиционного портфеля.
Однако некоторые вкладчики, которые готовы рискнуть, направляют часть средств в такие ценные бумаги. Самую высокую прибыль спекулятивные активы приносят инвесторам при падении цен на основной пакет инвестиционных бумаг со стабильным или невысоким уровнем доходности.
Зачем и кому нужен рейтинг
Граждане наряду с юридическими компаниями учатся сравнивать и оценивать показатели, приведенные в рейтингах, и составлять собственное мнение о том или ином банке. Кроме того сказывается и политика проводимая Центробанком по зачистке банковского сектора. Когда начался массовый отзыв лицензий у кредитно-финансовых компаний — возник стремительный рост популярности рейтинговых оценок. Данные начали запрашивать и изучать многие россияне, которые до того мало что знали о таких показателях.
После этого многие банки озадачились вопросом присвоения определенного уровня у тройки мировых рейтинговых агентств — Moody’s, Standart&Poor’s и Fitch Ratings. Понятно, что все компании при этом стремятся показывать только положительную динамику, но не у всех это получится. Некоторые банки напротив, остаются в стороне и не запрашивают у агентств никакого анализа. Такое поведение лишает кредитно-финансовые учреждения вложений от ряда крупных инвесторов, которые не готовы вкладывать деньги в компании вообще без рейтинга.
Агентства для составления рейтинга оценивают показатели в двух направлениях — для инвестиционной деятельности и спекулятивной. Логично, что инвестиционная более надежна. Спекулятивная показывает способность компании к совершению рискованных сделок, хоть и с более высокой прибылью. Главная задача проведения рейтингового анализа и присвоения уровня — дать оценку устойчивости банка с точки зрения возможного дефолта.
Кроме буквенного показателя рейтинговые агентства присваивают один из 4-х вариантов по прогнозу развития в ближайшей перспективе:
- Позитивный — положение компании может улучшиться и рейтинг вырасти.
- Негативный — агентство считает, что уровень банка в рейтинге может понизиться.
- Стабильный — глобальных изменений в ближайшей перспективе не произойдет.
- Развивающийся — вероятность как роста, так и падения позиции компании в рейтинге приблизительно равна.
Для получения объективного результата банки следует сравнивать по сопоставимым показателям. Если, например, вы будете анализировать позицию в международном рейтинге, то он будет существенно отличаться от отечественного. Поэтому берите показатели одного и того же агентства, иначе данные будут необъективны.
Резюме
Рейтинг — совокупный оценочный показатель, который позволяет определить надежность банка. Но стопроцентной гарантии никакое агентство не дает. Не раз в истории бывали случаи, когда компании со стабильным мировым прогнозом развития через время объявляли о банкротстве. Поэтому при оценке уровня рейтингов смотрят не только на рейтинг, но и на рэнкинг, который относится больше к статистическим данным.
В частности на основе ренкинга можно проанализировать в каком из банков более высокие проценты по вкладам или кредитам на протяжении определенного периода времени. Такие данные позволят самостоятельно посчитать, где кредитоваться или вкладывать будет выгоднее.
В итоге можно сделать вывод, что рейтинг используют для первичной классификации, а рэнкинг для упорядочивания точных данных. Второй показатель лишен субъективности, потому что он отражает исключительно цифры без учета мнений экспертов и аналитиков.
Комментарии: 0