В России можно будет оплачивать офлайн-покупки частями

Рынок розничной торговли в РФ готовится к приходу BNPL-сервисов («покупай сейчас – плати потом» - «buy now pay later»). До сих пор опция долевой оплаты товара была доступна только при online-покупках. При этом ее появление на традиционном рынке выглядит вполне закономерным, учитывая снижение покупательной способности граждан.

В России можно будет оплачивать офлайн-покупки частями
Пихоцкая Ольга Владимировна
Автор Бробанк.ру Ольга Пихоцкая
Если нравится - подписывайтесь на телеграм-канал Бробанк.ру и не пропускайте новости
Об авторе
Высшее образование по специальности "Финансы" Донецкого национального университета экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского. Пять лет проработала в Первом Украинском Международном Банке. Ольга обладает сертификатом Банка Хоум Кредит о прохождении обучения по программе "ФинКласс". В 2019 году подтвердила знания, получив награды "Главный финансовый аналитик" и "Финансист-аутсорсер" Банка России. pihotskaya@brobank.ru Открыть профиль

Между тем в Центробанке началось обсуждение первых шагов, направленных на установление контроля над новым сегментом и снижение потенциальных рисков для физических лиц.

Очевидно, что россияне начали переходить в режим экономии. По информации Росстата, в октябре 2022 года наблюдалось сокращение оборота розничной торговли на 9,7% в сравнении с прошлогодними показателями, а общая сумма составила немногим более 3,545 триллиона рублей. Тенденция к снижению наблюдается с апреля 2022 года.

Некоторые отечественные игроки готовы предоставить гражданам возможность оплаты товаров частями. К примеру, запуск сервиса «Долями» от Тинькофф стал результатом одновременного запроса со стороны и покупателей, и продавцов. Как отметили в кредитной организации, период тестирования прошел успешно, и теперь россияне смогут снизить нагрузку на бюджет, растянув во времени оплату покупок. В свою очередь, розничные торговые точки также получат поддержку, так как товары станут доступнее для покупателей в условиях падения их доходов.

Как правило, услуга оплаты частями наиболее востребована в таких сегментах, как продажа косметики и парфюмерии, обуви и одежды. По информации Tinkoff Data, с января по ноябрь 2022 года в первой категории объем продаж снизился на 4%, во второй – на 22%. По мнению аналитиков, популярность BNPL-сервисов продолжит расти, и благодаря им в 2023 году продажи товаров вырастут минимум в 2 раза.

Совкомбанк также планирует запустить в offline-сегменте сервис «Частями». После пилота, проведенного с одной из крупнейших компаний, продукт начали масштабировать и на другие бренды. При этом клиенты продолжат покупать товары на прежних условиях, изменятся только способы интеграции банка с партнерами. Как отметили в финучреждении, быстрое распространение BNPL вряд ли возможно, так как основная доля выручки в офлайне приходится на крупный ритейл, а в этом сегменте все инновации проходят длинный путь.

По мнению экспертов, благодаря приходу BNPL-сервисов на традиционном рынке произойдет рост среднего чека, конверсии и объемов продаж. В условиях падения доходов услуга оплаты частями станет более востребованной и сподвигнет граждан на совершение покупок, особенно в канун праздников.

Также аналитики отмечают, что потребительское поведение граждан изменилось в связи с переходом в режим экономии. Следовательно, с появлением новых сервисов количество транзакций может увеличиться в 2-3 раза, но в 2023 году продажи вырастут не более чем на 30%. Тем не менее в среднесрочной перспективе развитие услуг BNPL будет идти бурными темпами, как в США, Великобритании и ЕС. Так, в 2021 году рост мирового объема BNPL-транзакций удвоился и достиг 120 миллиардов долларов.

Развитие сервисов оплаты товара частями наряду с ростом электронной коммерции удержали рынок от глубокого падения. По сведениям АКИТ, в первые шесть месяцев 2022 года россияне потратили 2,3 триллиона рублей на покупки в Интернете, чем превысили прошлогодние показатели на 43%.

Стремительный рост объемов online-продаж концентрируется в основном на ведущих маркетплейсах. Из-за их конкурентного преимущества углубляются проблемы крупных непродовольственных offline-ритейлеров, которые вынуждены терять прямые контракты с популярными брендами и сталкиваться с нестабильностью ассортимента представленных товаров.

По материалам «Известий»

Комментарии: 0