Яндекс и Сбербанк могут прекратить сотрудничество уже в июне, в свете чего Яндекс.Деньги и Яндекс.Маркет ждут изменения.
Руководители компаний уже озвучили, что между партнерами ведутся консультации относительно реструктуризации долей в совместных проектах. Это приведет к принятию новых договоренностей между акционерами.
Почему компании разрывают сотрудничество
Яндекс и Сбербанк начали совместную деятельность в 2012 году, после изменений в законодательной базе, касающихся работы платежных сервисов. В этом году Сбербанк приобрел 75% акций Яндекс.Денег. За Яндексом сохранился блокирующий пакет 25% плюс одна акция.
Результатами совместной работы стали пластиковые карты, онлайн-провайдер «Яндекс.Касса», сервис Yammi, онлайн-конструктор «Яндекс.Платежка».
На базе Яндекс.Маркета, после покупки 45% акций в 2017 году, Сбербанк с партнерами стали развивать новые компании.
Первым успешным проектом стал маркетплейс «Беру». По данным аналитических агентств интернет-магазин в 2019 году был признан самой активно развивающейся отечественной интернет-площадкой. И занял 12 место по обороту среди самых больших торговых онлайн-платформ.
После чего стартовала международная торговая площадка Bringly, прекратившая свою деятельность в 2019 году.
С 2019 по 2020 были запущены:
- сеть постаматов BoxBot (приостановлена в конце декабря 2019 года);
- «Суперчек» (остановлен в апреле 2020 года);
- «Яндекс.Маркет Аналитика»;
- «Яндекс.Доставка».
Были интегрированы сервисы «Беру» и программа лояльности от Сбербанка, с возможностью использовать бонусы Спасибо для оплаты покупок. Объединены аккаунты клиентов Яндекс и Сбербанк ID.
Несмотря на активное сотрудничество, запуск новых проектов и рост прибыли, партнеры могут прекратить совместную деятельность, что повлечет за собой не только внутренние перемены со сменой владельцев.
Причинами возможной реорганизации могли стать:
- стремления партнеров получить больше прав по ключевым вопросам развития интернет-компаний;
- разногласия, касающиеся менеджмента, перспектив развития проектов и корпоративной культуры;
- невозможность разработать продуктивную бизнес-стратегию развития Маркета;
- сотрудничество банка с конкурентами (в частности с Mail.Group);
- большая конкуренция в сфере электронной торговли;
- желание Сбербанка создать свою экосистему.
Чем это грозит клиентам
По мнению аналитиков после прекращения сотрудничества между партнерами, бренд Яндекс.Деньги прекратит свое существование, поскольку еще до раздела доля Яндекса в нем была минимальна.
При этом за Сбербанком сохранятся технологические и другие наработки по проекту. Возможно, что Деньги потребуют ребрендинга.
Маркет же вернется к своей отправной точке. При этом маркетплейс «Беру» останется полностью работающим бизнесом Яндекса, поэтому продолжит функционирование в прежнем режиме вне зависимости от смены управленческого состава.
Сейчас Сбербанк активно сотрудничает с Ozon, Cognitive Technologies, Rambler Group и Mail.ru Group. Результатом работы с последними стали интернет-компании, являющиеся непосредственными конкурентами Яндекса – Ситимобил, YouDrive, Alibaba и Самокат. А также сервис «Рамблер/Касса», Rambler.ru, кинотеатр Okko.
Яндекс.Деньги является вторым по востребованности дистанционным приложением, которым пользуются россияне. Лидирующие позиции остаются за платежным сервисом «Сбербанк Онлайн».
В минувшем году услугами дистанционного приложения от Сбербанка хотя бы раз воспользовались 83% клиентов, сервисом от Яндекс – на 30% меньше.
Комментарии: 0