Банки смогут уничтожать бумажные договоры без согласия клиентов

Минэкономразвития планирует внести поправки в законопроект о переводе делового документооборота в электронный формат. В результате финансовые учреждения смогут ликвидировать в одностороннем порядке договоры с потребителями, хранящиеся в бумажном виде, а вместо них создавать цифровые версии.

Центробанк поддержал нововведение, а эксперты, в свою очередь, предупреждают о возможных рисках для россиян. По их словам, данные могут пропасть из электронного архива вследствие сбоя. Кроме того, нельзя исключать угрозу утечки информации.

Внесенный правительством на рассмотрение в Государственную Думу законопроект должен урегулировать принципы длительного хранения документов в цифровом виде. При необходимости их можно будет конвертировать в иной формат без потери юридической значимости.

Действующее законодательство содержит положение об обязательном сохранении различных видов бумажных документов в течение довольно продолжительного времени (до 75 лет). Как отмечают в Минэкономразвития, каждый год субъекты предпринимательской деятельности тратят суммарно не менее 3,5 триллионов рублей на хранение и обслуживание этих архивов. Следовательно, нововведение позволит ежегодно экономить миллиарды рублей.

Несмотря на то, что законопроект еще не был рассмотрен в первом чтении, ведомство уже готовит поправки ко второму. Дело в том, что текущая редакция содержит довольно жесткую норму перехода бумажного документа в цифру с одновременным уничтожением оригинала.

К примеру, в случае многостороннего договора каждая из сторон подтверждает согласие и ставит УКЭП (усиленную квалифицированную электронную подпись). Только после этого банк избавляется от оригинала. Поскольку это – непростая процедура, а участники рынка заинтересованы в скорейшем переводе архивов в цифровой формат, возникает необходимость в принятии поправок.

В планах – позволить надежным финансовым организациям (с точки зрения регулятора и правительства) уничтожать бумажный подлинник в одностороннем порядке, без подписи цифрового дубликата второй стороной.

Помимо этого, физические лица смогут визировать электронные копии документов и УКЭП, и усиленной неквалифицированной электронной подписью. Такая подпись формируется на сайте «Госуслуги» и подтверждает неизменность документов с момента подписания. При этом ПЭП (простая электронная подпись) для таких целей применяться не будет, поскольку законопроектом предусмотрена максимальная защита банковских клиентов.

После согласования всех поправок документ может быть принят на осенней сессии Госдумы.

Комментарии: 0

Ваш комментарий (вопрос)

Если у вас есть вопросы по этой статье, вы можете сообщить нам. В нашей команде только опытные эксперты и специалисты с профильным образованием. В данной теме вам постараются помочь:

Пихоцкая Ольга Владимировна
Автор статьи Ольга Пихоцкая
Попович Анна Александровна
Консультант, автор Попович Анна

Ваш комментарий (вопрос):

Ваш адрес email не будет опубликован.