В связи с коронакризисом Центробанк ограничил стоимость эквайринга, а международные платежные системы снизили комиссию интерчейндж. Вследствие этого российские банки начали ухудшать условия действующих программ лояльности для своих клиентов-владельцев карт.
Как известно, финучреждения выплачивают держателям своих карт бонусы и Cash Back из межбанковской комиссии интерчейндж, которую они получают за каждую транзакцию по карточке от банка-эквайера, который обслуживает торговую точку. Размер этой комиссии устанавливают платежные системы. Таким образом, комиссия интерчейндж – это главная составляющая эквайринговой комиссии, которая взимается банком-эквайером с торговца.
В прошлом году магазины начали требовать снижения эквайринговой комиссии, размер которой достигает 3%. В результате президент поручил проработать возможность ее снижения. Летом 2019 года был принят закон, позволяющий регулятору ограничивать сумму эквайринговой комиссии.
Центробанк решил воспользоваться своим правом в период пандемии и ограничил уровень комиссии для online-магазинов. Так, до 30.09.2020 года при покупке товаров в определенных категориях (лекарства, продукты, электроника и др.) она будет составлять 1% вместо 1,2-2,2%. После такого решения платежные системы уменьшили до 0,7% межбанковскую комиссию, что привело к ухудшению программ клиентской лояльности.
Кредитные карты для онлайн-покупок →
Участники рынка отмечают, что крупные банки (АТБ, Альфа-Банк, «Русский Стандарт», ДОМ.РФ, Кредит Европа Банк, Газпромбанк, Авангард, Хоум Кредит и другие) отменили начисление бонусов за онлайн-покупки и сузили круг клиентов, которые получают Cash Back. Теперь средний размер кэшбека составляет порядка 1%.
Кроме того, кредитные организации снижают максимальный размер начисления бонусов, вводят порог ежемесячных расходов и переводят кэшбек рублями в бонусный. Так, прямой Cash Back остался только у Тинькофф, Райффайзенбанка, Газпромбанка и некоторых других финучреждений.
По словам экспертов, регулирование комиссии интерчейндж может привести к сокращению или полному исчезновению банковских программ лояльности. При этом снижение кэшбека приведет к увеличению маржи продавцов за счет утерянной выгоды покупателей. Кроме того, ограничение эквайринговой комиссии, по сути, означает перекладывание расходов ритейлеров на банковские учреждения и их клиентов.
Некоторые участники рынка считают, что дальнейшего снижения интерчейндж не будет, и кэшбек не отменят. Так, кредитные организации будут продолжать пересматривать программы лояльности и развивать партнерский Cash Back, при котором клиенты получают вознаграждение как от банка, так и от магазина-партнера.
Комментарии: 0