Сбер по-новому блокирует подозрительные операции клиентов

СберБанк начал блокировать операции в интернете и банкоматах, которые, согласно результатам антифрод-мониторинга, совершаются клиентами под влиянием посторонних лиц.

Сбер по-новому блокирует подозрительные операции клиентов
Пихоцкая Ольга Владимировна
Ольга Пихоцкая Руководитель поддержки и эксперт по финансовым продуктам
Об авторе
Высшее образование по специальности "Финансы" Донецкого национального университета экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского. Пять лет проработала в Первом Украинском Международном Банке. Ольга обладает сертификатом Банка Хоум Кредит о прохождении обучения по программе "ФинКласс". В 2019 году подтвердила знания, получив награды "Главный финансовый аналитик" и "Финансист-аутсорсер" Банка России. pihotskaya@brobank.ru Открыть профиль
Дебетовая СберКарта от Сбербанка
Стоимость от 0
Кэшбек До 10%
% на остаток Нет
Снятие без % До 500 000 р.
Овердрафт Нет
Доставка в офис банка
Оформить

Для разблокировки таких транзакций кредитная организация тестирует новый алгоритм. Он описывает действия сотрудников банка, которые теперь должны убеждать потенциальных жертв мошенничества отказаться от проведения операции.

Стало известно, что общение с пользователем будет происходить в несколько этапов. При этом самые несговорчивые могут быть приглашены в отделение Сбера на встречу с сотрудником службы безопасности. Могут быть также привлечены родственники клиента и психолог.

С помощью таких мер финучреждение готовится к вступлению в силу закона, который направлен на защиту россиян от хищения денег с их счетов с использованием методов социальной инженерии.

Клиенты Сбера уже начали участвовать в пилотном проекте. Сообщается, что пенсионер из Москвы, который занимает солидную должность, решил обналичить в банкомате крупную сумму. Такая операция сразу же была заблокирована системой, а сотрудники банка связались с ним, чтобы установить, не снимает ли он деньги под влиянием злоумышленников. Убедившись, что клиент не выполняет требования незнакомцев, Сбер разблокировал операцию и позволил снять наличные с картсчета.

Банки будут возвращать клиентам украденные деньги по новой схеме

При этом пользователю сообщили, что сейчас происходит тестирование нового формата защиты пользователей от мошенников. Так, если антифрод-система выявит «признаки воздействия», то с гражданином будет проводиться многоэтапная работа с представителями различных структур банка.

На последнем этапе клиента могут пригласить в отделение для беседы с сотрудником службы безопасности и психологом. В данном случае операция попала под сомнение в связи с крупной суммой и преклонным возрастом владельца карты. Как известно, люди старшего поколения чаще всего становятся жертвами мошенничества.

Известны также истории, касающиеся онлайн-переводов. Одному из клиентов Сбера позвонил мошенник, представился сотрудником службы безопасности банка и порекомендовал перевести свои накопления на «безопасный счет». Система моментально отклонила эту операцию.

Владельцу счета позвонил настоящий сотрудник Сбера и установил, что клиент действовал под влиянием жулика. Своевременная блокировка перевода позволила сохранить более 100000 рублей. Другой клиент хотел оплатить услуги псевдоюриста, который обещал вернуть похищенные с его счета денежные средства.

СберВклад
Сумма от 100 000
Проц. ставка До 14%
Срок До 3 лет
Макс. сумма Любая
Пополнение Есть
Снятие Нет
Оформить

Алгоритм разблокировки операций

Когда фрод-мониторинг выявляет клиента, который, возможно, действует по указанию мошенников, операция автоматически блокируется. Затем, возможны два варианта развития событий.

  1. Группа противодействия мошенничеству звонит клиенту и объясняет, что такая транзакция является подозрительной и была заблокирована. Сотрудники убеждают пользователя отказаться от проведения операции. Блокировка снимается, если владелец счета соглашается с доводами.
  2. Если специалистам не удается убедить пользователя в небезопасности совершения такой операции, то его приглашают в соответствующее подразделение для разблокировки. Одновременно с этим информируются сотрудники службы безопасности.
    В специальном подразделении эксперт объясняет владельцу счета, что в данный момент на него могут оказывать влияние мошенники. Также человеку разъясняют последствия, к которым может привести проведение этой операции. К беседе могут быть привлечены родные и знакомые клиента, а также психолог.

Возможные неудобства

Поскольку алгоритм взаимодействия с потенциальной жертвой злоумышленников может быть достаточно длительным и включать посещение подразделения Сбера, клиентам это может не понравиться. Кроме того, возможны ошибки в работе систем антифрод-мониторинга. В результате блокироваться будут операции владельцев счетов, которые они совершают по своему желанию.

По словам экспертов, такие риски не являются критичными. Кроме того, мониторинговые системы банков со временем будут совершенствоваться, сведя к минимуму количество ошибок.

Напомним, в июле 2024 года в силу вступит закон, основная цель которого заключается в противодействии хищению денежных средств россиян, в том числе с использованием методов социальной инженерии. По мнению регулятора, внедрение новых механизмов (приостановка операций, возврат украденных денег и др.) будет мотивировать банковские учреждения усиливать работу собственных антифрод-систем.

По материалам «Известий»

Комментарии: 0