Банк навязывает страховку — что делать?

Практически каждый заемщик, обратившийся за кредитом в банк, сталкивается с навязыванием страховых услуг. Некоторые сотрудники банков и вовсе втихую включают в договора страховки или сообщают о том, что без них оформление кредита не ведется. Как с этим бороться?

Банк навязывает страховку - что делать?
Калимулина Ирина Александровна (Русанова)
Автор Бробанк.ру Ирина Калимулина
Если нравится - подписывайтесь на телеграм-канал Бробанк.ру и не пропускайте новости
Об авторе
Высшее образование в Международном Восточно-Европейском Университете по направлению "Банковское дело". С отличием окончила Российский экономический институт имени Г.В. Плеханова по профилю "Финансы и кредит". Десятилетний опыт работы в ведущих банках России: Альфа-Банк, Ренессанс Кредит, Хоум Кредит Банк, Дельта Кредит, АТБ, Связной (закрылся). Является аналитиком и экспертом сервиса Бробанк по банковской деятельности и финансовой стабильности. rusanova@brobank.ru Открыть профиль

Крайне мало граждан вообще понимают, что это за услуга, зачем она нужна, и как она работает. Многие и вовсе настолько привыкли к тому, что банки навязывают страховку, что думают о ней, как о неотъемлемой части кредита. Но это не так. Вы можете отказаться от услуги, которая вам не нужна. Как это сделать — рассказывает специалист Бробанк.ру.

ОТ АВТОРА. Лично я сама многократно связывалась с навязыванием банками страховых услуг и успешно оформляла кредиты без всяких дополнительных услуг. Была я и по ту сторону баррикад и знаю, почему менеджерам так важно продать страхование.

Почему банки навязывают страховки

Для любого банка это отличный и просто неиссякаемый канал получения дополнительного дохода. В этой сфере крутятся сотни миллионов рублей, которые банкиры получают от страховщиков в качестве платы за продажу полисов.

Прибыль просто колоссальная. Из тысячи оформленных кредитных договоров со страховкой “выстрелят” максимум 5. Эти 5 заемщиков или их наследники получат компенсацию при наступлении страхового случая, а остальные 995 заплатят в никуда.

По сути, страховку навязывает не сам банк, а его представитель, то есть менеджер, который принимает заявку на получение кредита. И происходит это не просто так. Банки изначально ставят сотрудников в такое положение, что они вынуждены буквально заставлять заемщиков подписывать договора страхования.

Менеджеры заинтересованы в том, чтобы клиент подписал страховой договор

Лично в моем случае было так:

  1. Я получала премию за страховки только в том случае, если 95% оформленных мною кредитов за месяц выданы с подключением страховых услуг.
  2. Если я сделала меньше 95%, я не только премию не получу, но и ко мне возникнут вопросы — а такой ли я хороший сотрудник, раз не могу выполнить план?

Вот и приходится менеджерам, которые держатся за работу и хотят зарабатывать, как-то выходить из ситуации и выдавать максимум кредитов со страховками. Причем руководство говорит о том, что обманывать клиентов нельзя, но при этом создает такие условия, что менеджеры вынуждены это делать. Ну а потом сотрудник если что будет крайним.

Имеет ли банк право навязывать страховку

Теоретически, конечно, такого права у него нет. Центральный Банк четко говорит о том, что добровольные страховые полиса должны покупаться заемщиками по их воле без воздействия. Но это только теория. На практике это практически не работает. Причина — факт навязывания практически невозможно доказать в случае разбирательство.

Получается, что заемщик подписывает заявление на страхование по своей воле. Его подпись означает, что он ознакомлен со всеми пунктами договора и согласен с ними. Какие потом могут быть претензии: вот же ваша подпись!

Стандартные уловки, которые применяют менеджеры:

  1. Включают страховку в кредит по умолчанию. Подписываемые бумаги почти никто не читает — это факт. На моей практике из 1000 оформленных кредитов может только 2 человека внимательно изучали, что подписывали. Остальные просто рады, что им одобрили, торопятся скорее получить деньги.
  2. Говорят, что без страховки кредит не выдается. Это наглое вранье: если клиент пожалуется, по голове менеджера не погладят. Тем не менее, такие заверения по-прежнему часто звучат.
  3. Говорят, что без страховки кредит не будет выдан. На практике, если клиент качественный, банк в любом случае даст ему одобрение. За отсутствие страховки балл на скоринге снижается, но несущественно.

Обязательно только страхование залога при оформлении залоговых кредитов. Страхование жизни, здоровья, от потери работы — это все добровольные платные услуги.

Как вести себя в банке

Для начала все же подумайте, а может эта услуга вам все же нужна. Обычно кредит сопровождает страхование жизни и здоровья заемщика. То есть если заемщик умирает в течение срока жизни ссуды, его наследники не будут ничего должны банку. Или если у заемщика серьезно ухудшается здоровье, он также освобождается от выплат.

Но при этом нужно внимательно читать договор страхования, который вы подписываете. Внимательно изучите перечень страховых случаев. Некоторые могут быть не включены в список. Например, страховка не выплачивается в случае самоубийства, смерти/болезни из-за зависимости, или если на момент заключения договора у клиента были какие-то серьезные диагнозы и пр.

Следует внимательно изучить договор перед его подписанием

Если вы поняли, что в полисе нет нужды, сразу подготовьтесь к тому, что банк станет навязывать страховку. Некоторые делают это особо настойчиво, например, Восточный Банк, УБРиР, Совкомбанк. Даже Сбербанк очень навязчив в этом отношении.

Что делать, если менеджер начал навязывать страховку по кредиту:

  1. Заблаговременно обозначьте свою позицию. Сразу говорите менеджеру, что страховка вам не нужна. И будьте готовы к тому, что вам сразу начнут рассказывать о преимуществах страховки. Фактически начнется ее навязывание.
  2. Если менеджер слишком активен в этом вопросе, не принимает заявку, продолжает вас уговаривать, просите позвать руководство. В отделении всегда есть руководитель. Он хоть и тоже заинтересован в продаже полисов, но нарушать ничего точно не будет.
  3. Прямо при менеджере звонить на горячую линию банка. Ему не нужны будут проблемы, поэтому его пыл быстро сойдет на нет.

При подписании кредитного договора в любом случае изучайте документы. Смотрите на то, какая сумма уходит в кредит.

Как я отказывалась от услуг страхования

Для примера приведу ситуации, с которыми сталкивалась лично я, как активный пользователь кредитных услуг. Вообще, на деле далеко не всегда появляется именно откровенное навязывание. Если заемщик ведет себя уверенно, дает категорический отказ, менеджер примет его желание как неизбежное.

Ренессанс

Оформляла через офис банка простой кредит наличными. Менеджер начала настойчиво навязывать страховку и просто не приступал к отправке заявки на рассмотрение.

В итоге мне пришлось звонить на горячую линию банка и жаловаться на эту навязчивость. Там оператор тоже начала рассказывать о преимуществах страховки, но все же дала понять, что сотрудник действует неправомерно.

Под конец разговора я подошла к менеджеру, он слышал концовку диалога. Ему пришлось принять поражение и принять мою заявку без страховки. Кредит Ренессанса был успешно одобрен и выдан.

Траст

Сейчас этот банк уже не выдает кредиты физлицам, но раньше кредитовал активно. Здесь я столкнулась с очень серьезным навязыванием услуги. Кредит я брала срочный, и менеджер давил на это: не принимал заявку без страховки. Причем речь шла не о страховании жизни, а недвижимости…

В итоге я пошла на хитрый ход. Я сказала, что ладно, куплю страховку. Менеджер с радостью отправил заявку на рассмотрение, она тут же была одобрена, я подписала договор и получила деньги. А вот подписывать договор на страхование и уплачивать страховую премию (предполагалось, что оплачу за счет средств выданного кредита) я просто отказалась.

Вы вправе отказаться подписывать договор страхования

Но этот вариант актуален только в том случае, если полис оплачивается именно отдельно, а не включается в тело кредита.

Альфа Банк

С этим банком у меня вышел неудачный отказ от навязанной банком страховки. Все дело в том, что я оформляла товарный POS-кредит в магазине бытовой техники. Я сразу сказала менеджеру, чтобы она не включала мне в кредит страховку. Говорила категорично, чтобы не пошло навязывание.

В итоге менеджер сказала, что банк мне отказал. Только вот у меня возникли подозрения… Как-то быстро она заполнила анкету, задала не полный перечень вопросов. Да и клиент я положительный, постоянно брала в Альфе кредиты.

Так как я сама тогда была представителем Альфа-Банка, только по другому продукту, я по своим каналам посмотрела ситуацию по мне и просто не увидела в базе свою заявку. Менеджер, видимо, чтобы не портить себе статистику по страховкам, просто не отправила мой запрос на рассмотрение. Бывает и так…

Сбербанк

Мой брат брал наличный кредит на покупку машины. Заявку подавал сам, а подписывать договор пошел со мной. Он — как раз один из армии заемщиков, которые ничего не читают и не особо понимают в финансовых документах.

Я просила прочитать договор перед подписанием. И на мое удивление вместо выдаваемых в кредит 200 000 рублей в договоре красовалась сумма около 230 000. Это моему брату навязали страхование кредита. А он даже и не понял — стандартный случай.

Указала на это брату, тот стал заявлять, что финансовая защита (так это называется в Сбере) ему не нужна. Пришла даже руководитель отдела со своими уговорами. Но кредит был уже одобрен, поэтому сотрудникам Сбербанка пришлось просто убрать страховку и выдать “голый” кредит.

Если банк все же навязал страховку жизни

Менеджеры банков проходят обучение, их учат продавать страховые полисы, поэтому заемщики часто поддаются на уговоры и покупают услугу, которая вроде как изначально не была им нужна.

Центральный Банк, зная ситуацию с навязыванием страховок по кредиту, ввел период охлаждения в страховании. У покупателя добровольного, необязательного полиса есть 14 дней на то, чтобы подать заявление страховщику и вернуть деньги. Главное, уложиться в срок.

Вы можете вернуть деньги в течение 14 дней после оформления договора

Частые вопросы

Что делать, если банк навязал страховку?
Если вы поняли, что она вам не нужна, в течение 14 дней с момента подписания договора вы можете обратиться в страховую компанию и написать заявление на отказ от услуги. Вам вернут деньги, переведут их на указанный в заявлении банковский счет.
Как отказаться от навязанной страховки, если прошло уже больше 14 дней?
К сожалению, это сделать уже невозможно. Единственный вариант - закрыть кредит досрочно и вернуть деньги за неиспользованный срок страховки.
Менеджер не принимает заявку без страховки, как быть?
Такое навязывание услуги незаконное. Просите пригласить руководство, требуйте книгу жалоб, заявите о намерении позвонить на горячую линию. Обычно это срабатывает, менеджер сдается.
Почему мне выдали 100 000, а в договоре стоит сумма 115000?
Эта разница - и есть стоимость страховых услуг, которые вы приобрели. Цена полиса включается в кредит, на нее также набегают проценты.
Обязательно ли при ипотеке страхование жизни?
Если отказаться от него, ипотека будет выдана под более высокие ставки. Так что не спешите, делайте расчеты. Плюс, все же кредит долгий, страховка действительно может пригодиться.

Источники:

  1. Центральный Банк: Период охлаждения» в страховании.

Комментарии: 7

По порядку
    1. Анна Попович

      Уважаемая Наталья, многое зависит от условий ипотечной программы. Однако в большинстве случаев отказ от допстрахования повышает ставку по кредиту.

      0
  1. Алена

    Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, при заключение кредитного договора, в какой момент нужно оформлять страховку жизни и здоровья в других страховых организациях, ведь без номера кредитного договора я не могу оформить страховку, а банк говорит, что повысит ставку, если я не откажусь от страховки.

    0
    1. Анна Попович

      Уважаемая Алена, вы имеете право не оформлять страховки в принципе, если речь ведется не об ипотечном кредитовании. На практике страховка оформляется параллельно с кредитом. Чтобы избежать замкнутого круга можно заключить договор страхования со страховщиком, которого предлагает банк. После этого заключить оговор страхования у альтернативного страховщика с теми же рисками и размером возмещения, которые указаны в предыдущем и отказаться от первой страховки в «период охлаждения». Тогда фактически страхование жизни и здоровья не будет прерываться и основания для повышения ставки не будет.

      0
  2. Владимир

    Здравствуйте. Скажите пожалуйста, если я откажусь от страхования жизни в течении 14 дней, банк имеет право поднять кредитную процентную ставку?
    Я ранее задал вопрос. Ответа не вижу.
    Это развод?

    0
    1. Наталья

      Доброй ночи, сегодня оформила потребительский кредит, онлайн, был одобрен,, но… написано, что необходимо обратиться в банк.
      Хорошо, я обратилась, но взяв талон в окно, подбежала девушка и в зале громко начала допрос по какому поводу я стою с талоном????
      На, что я ответила, зачем я на весь зал буду разглашать вслух причину обращения в банк.
      Снизив тон она выбила из меня, мою цель, касаемо кредита.
      Как в сказке выбежала, одарённая по впихиванию страховок к кредитам( потом я оценила её талант).
      Провела меня в офисный кабинет, соврала, что мой личный кабинет не работает.
      Взяла свой планшет и начала проводить операцию.
      Я несколько раз сказала требовательно, без страховок.
      Покажите мне предварительный расчет- график.
      Увы, его нет, ответила она.
      В итоге сумма зачисления меньше, чем на бумаге на 19000. Получила на карту 100000р.Прописано 119000.
      Я вернулась, с вопросом, ,, это что ещё такое,,??
      Это защита ответила она!
      Короче, я повела разговор, что за пиратство.
      Побежала, к кому то.. за консультацией.
      Ответ: придите завтра напишите отказ!
      Вопрос; это, что за рекет, в Госбанке? Сбербанк!!!
      С собой диктофон нужно брать, чтоб в суд обратиться???
      До каких пор будет продолжаться мошенничество.
      Ещё ищут сами и борются с мошенничеством?!!

      0
    2. Анна Попович

      Уважаемый Владимир, ставка может быть изменена, если соответствующее условие прописано в договоре кредитования.

      0
  3. Показать все