Как выйти из НПФ (Негосударственного Пенсионного Фонда)

Наша команда стремится помочь вам принимать более взвешенные финансовые решения. Мы придерживаемся строгой редакционной политики. Данная статья может содержать ссылки на финансовые продукты наших партнеров. Мы открыто говорим о том, как мы зарабатываем деньги.

Федеральный закон 167-ФЗ дает право гражданам управлять накопительной частью пенсии, передавая ее под управления в некоммерческие структуры — НПФ. При этом за застрахованными лицами закрепляется право выбора НПФ. О том, как выйти из негосударственного пенсионного фонда, расскажет сервис Brobank.ru.

Основная информация о негосударственных пенсионных фондах

НПФ — некоммерческие организации, действующие на основании федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах». Фонды работают на основании лицензии, выдаваемой Банком России. ЦБ РФ признается основным регулятором деятельности НПФ. Банк России отвечает и за ведение реестра НПФ, в который они включаются после получения государственной лицензии.

Негосударственные пенсионные фонды обязаны делать гарантированные взносы в Агентство по страхованию вкладов в размере 0,025 процента расчетной базы. Учитывая эти обстоятельства, разницы в том, какой именно страховщик будет управлять накопительной частью пенсии, — нет.

Рынок постоянно меняется, и определить, по каким критериям делать выбор в пользу того или иного фонда — крайне сложно. Рекомендуется иметь дело с проверенными и надежными игроками. К примеру, НПФ Сбербанка занимается подобной деятельностью с 1995 года.

Все фонды работают по одному и тому же принципу, и соблюдают одинаковые правила. За грубые нарушения правил ведения деятельности, НПФ лишается лицензии и исключается из реестра участников негосударственного пенсионного обеспечения.

Чтобы не искать пути выхода из НПФ, стоит вдумчиво выбирать организацию для вступления

Право страхователя на выход из НПФ

Страхователь — физическое лицо, накопительная часть пенсии которого переведена в НПФ. С 1 января 2004 года физические лица получили право на передачу своих пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды. Перевод накоплений производится в заявительном порядке: заявление о досрочном переходе в НПФ подается в территориальный орган ПФР не позднее 31 декабря текущего года.

Заявление о переводе накоплений в НПФ рассматривается до 1 марта — то есть, в течение 3 месяцев. При положительном решении со стороны ПФР, переход в НПФ производится до 31 марта текущего года. Заявление подается через личный кабинет ПФР, на портале Государственных услуг, через МФЦ, непосредственно в отделении Пенсионного Фонда.

Переход в другой НПФ — право физического лица, которое реализуется на чаще одного раза в год. Замена возможна в следующем направлении: из ПФР в НПФ, из НПФ в НПФ, из НПФ в ПФР. К примеру, выйти из НПФ Сбербанка можно путем заключения договора с НПФ «Будущее», «Социум», «Доверие», и любым другим фондом, действующим на основании лицензии ЦБ РФ.

Как выйти из НПФ — пошаговая инструкция

Мораторий на формирование накопительной части пенсии продлен до начала 2022 года. Поправки в силу вступили 1 января 2020 года. Это означает, что суммы страховых взносов поступают на формирование страховой пенсии в полном объеме. Правило обязательное для всех, и пожелание застрахованного лица не учитывается.

Увеличение накопительной части до снятия моратория возможно благодаря деятельности НПФ, который через управляющие компании вкладывает эти деньги в инвестиционные проекты. Все, что перечисляет работодатель или ИП (за самого себя), идет на формирование именно страховой пенсии. При этом выйти из НПФ не вступив в другой НПФ, либо не вернув накопления в ПФР — не получится. Переход производится в несколько шагов.

Правильный выбор НПФ

Первое — необходимо правильно выбрать новый негосударственный пенсионный фонд. НПФ должен отвечать требованиям законодательства: иметь государственную лицензию, фигурировать в специализированном реестре. Актуальный реестр выкладывается на сайте ПФР. Уточнить информацию можно по следующему пути:

Выйти из НПФ просто так не получится, надо иметь на примете другой НПФ

  1. Главная.
  2. Гражданам.
  3. Будущим пенсионерам.
  4. О пенсионных накоплениях.
  5. Перечень НПФ и УК.

Убедиться в том, что конкретный негосударственный пенсионный фонд имеет действующую лицензию, можно на сайте Банка России в разделе «Реестр негосударственных пенсионных фондов». В 2020 году в Российской Федерации действует 33 НПФ. К примеру, в 2007 года было зарегистрировано порядка 250 фондов, а на 1 сентября 2018 года — 58.

Обращение в НПФ для заключения договора

С выбранным негосударственным пенсионным фондом необходимо заключить договор. Официально документ именуется договором об обязательном пенсионном страховании. Форма договора типовая (простая письменная форма). При себе необходимо иметь паспорт гражданина РФ и СНИЛС.

Договор не вступает в силу сразу. Документ приобретает юридическую силу после перечисления средств накопительной части пенсии прежним НПФ. Если в отношении фонда не наложено ограничение регулятором, то он не может отказать застрахованному лицу в заключении договора (ст. 36.4 75-ФЗ).

Подача заявления в ПФР

Замена страховщика в лице НПФ производится через ПФР. Застрахованное лицо обязано подать заявление в территориальный орган ПФР лично, через портал Госуслуг, либо через личный кабинет на сайте ПФР. В последнем случае потребуется наличие квалифицированной электронной подписи.

До 31 декабря текущего года поданное заявление можно отозвать. Делается это путем направления в адрес Пенсионного Фонда уведомления о замене выбранного страховщика. Заявление рассматривается до 1 марта. На практике возможен менее длительный срок. О принятом решении ПФР уведомляет застрахованное лицо и оба НПФ — прежний и новый. При наличии объективных причин ПФР может отказать в переводе денежных средств в другой НПФ.

Клиент НПФ, даже выходя из него, должен быть в курсе того, какова сумма его накоплений

Получение уведомлений от обоих страховщиков

Если ПФР принимает положительное решение, то оба страховщика должны быть оповещены о таковом. В этом случае, прежний НПФ обязан:

  1. Не позднее месяца с момента получения уведомления из ПФР направить уведомление в адрес застрахованного лица — о прекращении действия договора.
  2. Перевести деньги на счет нового НПФ — не позднее 31 марта текущего года.
  3. Предоставить информацию о состоянии индивидуального счета застрахованного лица — по электронной почте или на бумажном носителе.

Новый НПФ обязан в течение 30 дней направляет в адрес застрахованного лица уведомление о сумме зачисленных накоплений. Это необходимо для того, чтобы не было разночтений — страхователь должен быть в курсе того, в каком размере пенсионные накопления поступили на его счет.

Застрахованное лицо имеет право раз в год обращаться в свой НПФ за получением выписки о состоянии его накоплений: остаток, результаты инвестирования. Выписка по счету предоставляется не позднее 10 рабочих дней с момента обращения застрахованного лица.

Источники информации:

  • Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании» — ссылка.
  • Официальный сайт Агентства по страхованию вкладов — ссылка.
  • Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» — ссылка.
  • Памятка Пенсионного Фонда Российской Федерации по управлению накопительной частью пенсии — ссылка.

Комментарии: 18

Ваш комментарий (вопрос)

Если у вас есть вопросы по этой статье, вы можете сообщить нам. В нашей команде только опытные эксперты и специалисты с профильным образованием. В данной теме вам постараются помочь:

Дарчиев Анатолий Русланович
Автор статьи Анатолий Дарчиев
Попович Анна Александровна
Консультант, автор Попович Анна
Пихоцкая Ольга Владимировна
Финансовый автор Пихоцкая Ольга
  1. Светлана

    Здравствуйте. Позвонила сегодня в ао нпф » Достойное будущее » с желанием выйти из фонда и получить накопления. Мне ответили, что это возможно только в случае достижения пенсионного возраста или если я выхожу на пенсию раньше. Это законно?

    1. Попович Анна АлександровнаАнна Попович

      Уважаемая Светлана, получить консультацию о выходе из фонда можно в службе поддержки по телефонам 8 (800) 700-8020 или +7 (495) 777-9989, сообщите специалисту о необходимости аргументации невозможности расторжения договора. Не исключено, что такие условия прописаны в инвестиционном договоре, который вы подписывали.

  2. Pus

    Застрахован в 2004 в лукойл гарант(открытие), как расторгнуть и вывести деньги? Спасибо!

  3. Гуля

    Добрый день! Хочу расторгнуть договор с НПФ Благосостояние, не хочу чтобы из моей з/п перечисляли принудительно проценты, почему Вы пишите, что это невозможно, это мое право.

  4. Александр

    В приложении, получил ответ что мои документы в ПФ Башкирии, доверенность я выдал у нотариуса в Махачкале, все документы «красиво» подделаны…

  5. Александр

    Аналогично, живу в г. Иркутске. 08.03.2021 узнал ПФ РФ перевел в НПФ Будущее, запросил договор. Подпись не моя, телефон не мой. Написал в прокуратуру. Судя по судебной практике, кто-то увеличил «воронку продаж» и перевел многих людей в «Будущее» 🙂

    1. Людмила

      Александр, как запросить договор такая же ситуация один в один, живу на Камчатке?

      1. Александр

        Создать личный кабинет (напишите на их сайте), и запросить. Мне ответили, что возбуждённо уголовное дело в г. Казань на агента, а они белые и пушистые 🙂

  6. Татьяна

    Добрый вечер!
    Меня без моего ведома перевели из государственного пенсионного фонда в негосударственный пенсионный фонд Будущее. Никаких уведомлений мне не приходило и я не подписывала никаких бумаг о переходе в другой фонд. Узнала случайно на портале госуслуг, мне 45 , хоть до пенсии ещё и далеко решила посмотреть стаж и баллы. И была в шоке, когда увидела, что с 04.03.2018 года я переведена в Будущее и у меня украли деньги, мною заработанные. На каком основании ПФ сделал этот перевод — мне не понятно. Живу я в Иркутске и у нас этого НПФ Будущее нет (офис не работает) , т.е. обратиться с заявлением не к кому. Подскажите, пожалуйста, как мне аннулировать этот переход и вернуть все списанные у меня деньги без моего ведома. К кому обращаться?
    С уважением, Татьяна.

    1. Попович Анна АлександровнаАнна Попович

      Уважаемая Татьяна, вам необходимо обратиться в НПФ, в который вы переведены. НПФ обязан предоставить документы, на основании которых пенсионные накопления перешли в его распоряжение, и договор с вашей подписью. Далее, если понимания когда и при каких обстоятельствах вы заключали этот договор не появится, или подписанный вами документ предоставлен не будет, напишите жалобу на НПФ в ПФР.

      1. Ольга

        К сожалению у меня такая же история как и у Татьяны. Сделали запрос копии договора. Прислали. Подпись подделана. В день, якобы, подписания этого заявления о переводе из ПФР в НПФ я находилась на операционном столе. Добиться правды через органы правосудия не получается.

      2. Александр

        ПФ РФ отвечает, что они в «домике» и.т.д у них ничего нет, и вообще не «приделах» (писал через Гос.услуги) 🙂

Ваш комментарий (вопрос):

Ваш адрес email не будет опубликован.