Детские, декретные и другие пособия для самозанятых

С 1 января 2026 года самозанятые могут получать оплачиваемый больничный по временной нетрудоспособности в рамках эксперимента до 2028 года. А для единого пособия ввели новое правило минимального дохода 8 МРОТ — 216 744 рубля за расчетный период.

Детские, декретные и другие пособия для самозанятых

С 1 января 2026 года самозанятые могут получать оплачиваемый больничный по временной нетрудоспособности в рамках эксперимента до 2028 года. А для единого пособия ввели новое правило минимального дохода 8 МРОТ — 216 744 рубля за расчетный период.

Расскажем, какие детские, декретные и иные пособия сейчас доступны самозанятым, что изменилось в 2026 году и как правильно подтвердить доход, чтобы не получить отказ. Дадим подробные инструкции по оформлению льгот и выплат.

Коротко о важном:

  • Самозанятые имеют право на федеральные выплаты также, как и другие родители.
  • Пособия по беременности и родам у самозанятых нет.
  • Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лета назначают по условиям нуждаемости также, как на единое пособие. Но нужно выбрать что-то одно — или пособие по уходу за ребенком, или единое пособие.
  • С 2026 года самозанятые могут участвовать в эксперименте, делать взносы в СФР и оформлять больничный через полгода участия. Эксперимент продлится до 31 декабря 2028 года.

Самозанятость и социальные гарантии

Плательщики налога на профессиональный доход не платят обязательные страховые взносы. За счет чего экономят до 30% от дохода, но не могут получать социальные выплаты, которые есть у наемных работников — больничные, декретные, отпускные.

В 2026 году у самозанятых появилась возможность добровольно застраховаться на случай болезни. Расскажем, на какую поддержку может рассчитывать плательщик НПД и как ее получить.

Больничный лист для самозанятых с 2026 года

С 1 января 2026 года в России стартовал эксперимент, который позволяет самозанятым получать пособие по временной нетрудоспособности. Он продлится до 31 декабря 2028 года.

Основные условия — добровольная регистрация в СФР и оплата взносов. Размер взносов самозанятый выбирает сам, исходя из суммы страхового покрытия, которую он хочет получить.

Как участвовать:

  1. Подайте заявление через приложение «Мой налог», Госуслуги или в СФР до 30 сентября 2027 года.
  2. Выберите страховую сумму: 35 000 или 50 000 руб.
  3. Оплатите ежемесячный взнос: 1 344 руб. или 1 920 руб. Можно платить сразу за год, годовой взнос — 16 128 или 23 040 руб.
  4. Получите право на пособие через 6 месяцев непрерывной уплаты взносов.
  5. Оформите больничный через СФР.

Размер выплаты зависит от страхового стажа и длительности участия в эксперименте. После 6 месяцев взносов пособие будет 70% от выбранной суммы, через год непрерывной оплаты — 100%.

При этом общий страховой стаж тоже учитывают: до 5 лет — 60%, от 5 до 8 лет — 80%, более 8 лет — 100%. Подробный расчет, примеры и нюансы в отдельной статье «Больничный для самозанятых в 2026 году: как получить выплаты».

Это пособие не относят к декретным выплатам по беременности и родам (БиР). СФР выплачивает его только в случае болезни самозанятого или ухода за больным членом семьи.

Декретные выплаты по беременности для самозанятых

Работодатель перечисляет взносы в СФР, если женщина работает официально. Из этих денег Социальный фонд оплачивает больничный и нахождение в декретном отпуске.

Когда беременная женщина выходит в декрет в 30 недель, она получает из СФР выплату в размере 40% от своего среднемесячного заработка. Также мама, папа или другой родственник в отпуске по уходу получает ежемесячные выплаты до 1,5 лет.

Самозанятые не платят страховые взносы, поэтому при выходе в декретный отпуск они ничего не получают. Исключение — если самозанятая одновременно работает по трудовому договору, или зарегистрирована как ИП и платит добровольные взносы.

При низких доходах беременная женщина может подать заявку на единое пособие. Его одобрят в случае, если будущая мама встала на учет в женскую консультацию до 12 недель, и соответствует требованиям комплексной нуждаемости.

В случае одобрения, беременная самозанятая мама будет до родов получать 50%, 75% или 100% от ПМ на трудоспособного населения в регионе. Подробности в статье «Единое пособие беременным женщинам в 2026 году: как рассчитать, оформить и не получить отказ».

Пособия на детей для самозанятых

Детские выплаты не зависят от статуса самозанятого напрямую, но иногда нужно подтвердить нуждаемость. В таблице собрали основные виды выплат с условиями:

Пособие Положено Условие
Больничный Да с 2026 Добровольные взносы, 6 мес.
Декретные (БиР) Нет Только через ИП + взносы
Единое пособие Да Доход меньше ПМ, правило 8 МРОТ, комплексная проверка нуждаемости
Выплата при рождении Да Всем гражданам РФ, без условий по доходу
Маткапитал Да Всем гражданам РФ, без условий по доходу

Единовременная выплата при рождении ребенка

Единовременное пособие при рождении ребенка могут получить все россияне. При рождении нескольких детей одновременно, пособие положено на каждого ребенка отдельно.

Сумма при рождении ребенка до 31.01.2026 — 26 941,71 руб., с 1 февраля 2026 года — 28 450,45 руб. Эту сумму ежегодно увеличивают на размер официальной инфляции 1 февраля.

Если малыш родился, например, в январе, есть смысл подождать и получить проиндексированную сумму. Главное успейте подать заявление на пособие не позднее 6 месяцев с момента рождения ребенка.

Выплату получит только один из родителей. Если один из супругов работает официально, именно он получит выплату у своего работодателя.

Если оба родителя самозанятые или ИП, выплату один из них оформляет в соцзащите. Подробная инструкция в статье «Как получить единовременную выплату при рождении ребенка в 2026 году».

Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет

Ранее пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет назначали всем родителям или родственникам, которые ухаживают за малышом. С января 2023 года требования изменили, они стали практически идентичны условиям получения единого пособия.

Если родители до рождения ребенка не работали официально, их будут проверять комплексно. Получить выплату смогут семьи с низкими официальными доходами, небольшим перечнем имущества и российским гражданством.

Если доход семьи выше ПМ на человека, выплату не назначат. Если дохода нет, нужна уважительная причина из перечня «нулевого дохода».

Для самозанятых со статусом ИП действует особый порядок. Они могут оформить пособие по уходу без оценки нуждаемости, но только если заплатили взносы за предыдущий год в СФР.

Минимальный размер с 1 февраля 2026 года — 10 837,20 руб. Сумма — 40% от МРОТ, который в 2026 год установлен в размере 27 093 руб. Подробности читайте в статье «Отпуск и пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет в 2026 году».

Единое пособие до 17 лет для самозанятых

Получают единое пособие женщины, которые встали на учет в женской консультации до 12 недель беременности. Сумма выплат зависит от нуждаемости семьи, и может быть 50%, 75% или 100% от прожиточного минимума на трудоспособного человека в регионе проживания.

Требования:

  • У матери и ребенка есть гражданство и постоянная прописка в РФ.
  • В семье среднемесячный доход на одного члена не более ПМ на душу населения в регионе.
  • Имущество семьи соответствует уровню, который определило государство.
  • У всех членов семьи старше 18 лет есть подтвержденный доход или уважительная причина его отсутствия — «правило нулевого дохода».

Для расчета общий доход семьи за расчетный период, например, с марта 2025 по апрель 2026 года, при подаче заявления в мае 2026, разделите на 12, а затем на количество членов семьи. В состав семьи входят родители ребенка, дети до 18 лет и дети до 23 лет, если они находятся на очном обучении.

Учитывают все официальные доходы: зарплату, пенсию, проценты от вкладов, доходы от бизнеса, стипендии. Если члены семьи были мобилизованы, и проходят службу на момент подачи заявления, их доход не учитывают.

С 1 января 2026 года вступило в силу важное изменение. Теперь для получения единого пособия у каждого трудоспособного члена семьи должен быть официальный доход не менее 8 МРОТ за расчетный период. В 2026 году это 216 744 рубля

Доход самозанятого считается по данным ФНС. В расчет берут профессиональный доход, проведенный по чекам через приложение «Мой налог». Если сумма ниже порога, в пособии откажут.

При наличии уважительных причин более 10 месяцев требование «нулевого дохода» снимают. С 2026 года список уважительных причин расширили: добавили периоды получения пенсии по старости, по инвалидности или по случаю потери кормильца.

Как считать доход самозанятого, какие причины СФР считает уважительными и сколько нужно минимально получать по месяцам, рассказываем в статье «Правило 8 МРОТ с 2026 года: как получить детские пособия и единую выплату».

Материнский капитал

Маткапитал получают семьи при рождении или усыновлении детей. Право на сертификат не зависит от дохода семьи и занятости родителей.

Ситуация Сумма, рублей
Первый ребенок, рожденный или усыновленный с 01 января 2020 года 728 921,90
Доплата за второго, если на первого уже получили 234 321,27
Второй или последующий, если ранее права не было 963 243,17
Семьи с детьми до 2020 года рождения, если право возникло раньше 728 921,90

Маткапитал выдают в виде именного сертификата, он приходит в личный кабинет матери на портале Госуслуги. Если сертификат не пришел в течение 10 рабочих дней после регистрации рождения малыша, обратитесь в СФР.

С 1 февраля 2026 года материнский капитал проиндексирован на 5,6%. Деньги можно направить на разрешенные государством цели. Подробнее о том, как распорядиться сертификатом, читайте в статье «Материнский капитал».

Ежегодная семейная выплата для самозанятых

Семейную выплату могут оформить работающие родители двух и более детей до 18 лет или до 23 при очном обучении. Если единственный доход родители получают от НПД и не платят НДФЛ, выплата не положена.

Если самозанятость совмещена с работой по трудовому договору или другим доходом с НДФЛ, например, сдачей недвижимости в аренду, можно подать заявку на выплату. Сумма индивидуальна. ФНС рассчитывает разницу между полной ставкой и 6%, и вернет часть уплаченного подоходного налога.

Требования:

  • Среднедушевой доход меньше 1,5 регионального ПМ на душу населения.
  • Имущество в пределах установленного государством лимита.

Подача заявления: с 1 июня по 30 сентября за предыдущий год. В 2026 году можно получить выплату за доходы 2025 года. Подробнее в статье «Семейная налоговая выплата с 2026 года — кому положена».

Государственная поддержка самозанятых: гранты, кредиты, выплаты

Самозанятые могут воспользоваться не только социальными выплатами, но и мерами поддержки бизнеса. Узнайте подробные условия по получению федеральных и региональных мер поддержки в администрации или в отделении «Мой бизнес» в городе проживания.

Государство предлагает несколько инструментов для развития дела:

Налоговый бонус. Каждый самозанятый получает 10 000 рублей на оплату налога при регистрации в приложении «Мой налог». Эта сумма уменьшает ставку: с 6% до 4% при работе с физлицами, с 4% до 3% при работе с юрлицами. ФНС применяет бонус автоматически. Когда он закончится, налоговая ставка повысится до 4% и 6% соответственно.

Кредиты со специальными программами. Деньги дают под конкретные предпринимательские цели: инвестиционные или погашение текущих расходов в бизнесе. Срок погашения до двух лет, при необходимости оформляют отсрочку на шесть месяцев. Ставка зависит от компании-кредитора и цели кредита.

Например, Гарантийный фонд в Самарской области выдает в кредит до 500 000 рублей под ставку от 1% до 10% на 3 года. Фонд микрофинансирования в Краснодарском крае выдает до 500 000 на 3 года под ставку от 1% до 3%.

Специальные кредиты для бизнеса выдают на инвестиционные и текущие расходы на срок до двух лет

Льготный тариф для самозанятых при получении оплаты через СБП. В зависимости от вида деятельности комиссия — 0,4% или 0,7% от суммы платежа, но не более 1500 рублей.

Социальный контракт. Это отдельная мера поддержки для людей с невысоким доходом. Самозанятые могут заключить контракт на открытие дела или развитие личного подсобного хозяйства. Сумма зависит от региона и целей. Максимально выдают до 350 000 рублей на срок от 3 до 12 месяцев. Пошаговая инструкция по оформлению социального контракта для самозанятых в статье «Социальный контракт в 2026 году».

Для женщин с бизнесом или самозанятостью, которые воспитывают несовершеннолетних детей или находятся в отпуске по уходу за ребенком, есть программа «Мама-предприниматель». Ее реализует Минэкономразвития уже в 70 регионах России.

Как проходит программа:

  1. Региональный этап — участницы подают заявки с бизнес-планом, проходят отбор и пятидневное обучение. Лучший проект получит 150 000 рублей на развитие бизнеса.
  2. Отбор в федеральный этап — со всей страны жюри выбирает 25 лучших проектов.
  3. Федеральный этап — участницы проходят обучение в Москве и защищают свой бизнес-план. 3 лучших проекта получают 1 млн руб., 500 тыс. руб. и 250 тыс. руб., а также подарки от партнеров программы.

Можно участвовать женщинам, чей бизнес или самозанятость работает не более 3 лет. Оператор АНО «Мой бизнес — мои возможности», заявки и подробности на сайте мамапредприниматель.рф.

Пенсии для самозанятых

Самозанятые не платят обязательные взносы на пенсию, из-за чего период самозанятости СФР не засчитывает в страховой стаж. Пенсия будет идти только в случае, если самозанятый работал ранее по трудовому договору, и успел накопить нужное количество стажа и баллов.

Изменить ситуацию можно тремя способами:

  • Добровольные взносы. Самозанятый может заключить договор с СФР и перечислять деньги на будущую пенсию через приложение «Мой налог» или Госуслуги. Размер взносов самозанятый определяет сам. Срок уплаты — до 31 декабря текущего года.
  • Негосударственные пенсионные фонды — НПФ. Оформите индивидуальный пенсионный план и делайте взносы в выбранный фонд. НПФ инвестирует средства и будет выплачивать вам дополнительный доход, условия которого зависят от выбранной программы.
  • Участие в программе долгосрочных сбережений — ПДС. Делайте посильные взносы от 3000 рублей и получайте от государства софинансирование до 360 000 рублей в течение 10 лет. Подробнее об условиях программы в статье «Программа софинансирования пенсии».

Можно комбинировать эти варианты, чтобы самому сформировать максимальные накопления на будущее.

Заключение

В 2026 году у самозанятых появилась возможность получать оплачиваемый больничный при добровольных взносах. Декретные выплаты по-прежнему недоступны, исключение делают только для самозанятых со статусом ИП, которые заключили договор с СФР.

Самозанятый родитель может получать единовременную выплату при рождении, маткапитал и единое пособие при соответствии требованиям. Федеральные выплаты положены всем, без учета способа заработка.

Что делать прямо сейчас:

  • Если вы самозанятый и хотите получать больничный, подайте заявление через «Мой налог» до 30 сентября 2027 года. Взносы — 1 344 или 1 920 руб. в месяц. Право на выплату появится через 6 месяцев после начала ежемесячных взносов.
  • Когда вы воспитываете детей и претендуете на единое пособие, проверьте свой доход. С 2026 года он должен быть не менее 8 МРОТ (216 744 руб.) за расчетный период.
  • Если вы хотите открыть дело по соцконтракту, читайте нашу пошаговую инструкцию «Социальный контракт в 2026 году: как получить до 350 000 рублей».
  • Если вам нужно рассчитать доход для единого пособия, воспользуйтесь примерами из статьи «Правило 8 МРОТ с 2026 года: как получить детские пособия».

Оформите карту платежной системы МИР, чтобы получать выплаты и компенсации от государства. Карты других платежных систем для этого не подходят.

Частые вопросы

Как государство помогает самозанятым?
Самозанятые получают налоговый бонус, скидки на оплату услуг, льготные кредиты, возможность оформить социальный контракт.
Получают ли самозанятые пособия?
Да, если у самозанятого низкие доходы, он может оформить пособия для малоимущих россиян.
Считается ли доход самозанятых для получения детского пособия?
Да, доход от самозанятости включают в перечень доходов при назначении единого пособия.
Какие пособия на детей есть для самозанятых?
Самозанятые могут оформить единое пособие на ребенка, материнский капитал и выплаты из него, получить единовременную выплату при рождении ребенка.
Как получить пособие самозанятым?
Также, как и остальным родителям — через портал Госуслуги, МФЦ или отделение соцзащиты.
Можно ли самозанятому получить деньги на больничном в 2026 году?
Да, если добровольно вступить в эксперимент СФР, платить взносы 1344 или 1920 руб. в месяц и накопить 6 месяцев стажа.
Какой минимальный доход нужен самозанятому для единого пособия на ребенка?
С 2026 года — не менее 8 МРОТ (216 744 рубля) за расчетный период, либо уважительная причина отсутствия дохода.
Что делать если доходы были указаны меньше 8 МРОТ?
Если у вас нет уважительных причин для снижения минимального порога, «добейте» нужный доход сейчас. И уже через 2 месяца этот доход войдет в расчетный период.
Получают ли самозанятые декретные выплаты по беременности и родам?
Нет, эксперимент 2026 года касается только временной нетрудоспособности и не распространяется на пособия по беременности и родам.
Нужно ли самозанятому платить взносы, чтобы получать детские пособия?
Нет, единое пособие, единовременная выплата при рождении и маткапитал назначаются без обязательных страховых взносов при соблюдении условий нуждаемости.
Как быстро можно оформить больничный самозанятому после регистрации в эксперименте?
Право на пособие появляется только через 6 месяцев непрерывной уплаты взносов.

Источники:

  1. Федеральный закон от 15 декабря 2025 г. №456
  2. Госуслуги Единое пособие на детей и беременных женщин
  3. СФР Информация для семей с детьми
Елена Кокош
Автор статьи
А какую поддержку от государства для самозанятых оформили вы?
Поделитесь вашим мнением в опросе и комментариях
Детские выплаты Декретные выплаты через оформление статуса ИП и внесение взносов Больничный через оформление договора с СФР и взносы Льготный кредит Пока не оформил(а), но планирую
247
Подписаться на Телеграм Подписаться на Телеграм

Комментарии: 3

По порядку
  1. Кокош Елена ВалериевнаЕлена Кокош Автор записи

    Обновили статью в сентябре 2026 года. Добавили актуальные условия для получателей детских, декретных и других пособий для самозанятых. Обновили перечень льгот от государства.

    1
    Ответить
  2. Ирина

    Я на инвалидности 3 группы. Мне срезали соцвыплату. Там нет этих 2000 с лишним. Платили два раза в месяц соцвыплату, не считая пенсии. А теперь один в конце месяца и намного меньше, даже 1000 нет. Так уже второй месяц. В чём проблема?

    7
    Ответить
    1. Пихоцкая Ольга ВладимировнаОльга Пихоцкая

      Ирина, добрый день. Рекомендуем обратиться за разъяснениями к специалистам СФР — 8-800-10-000-01, social-insurance.sfr.gov.ru/reception_desk/

      5
      Ответить