Как сообщают «Известия», некоторым клиентам крупных банков вместо кредитных каникул оформили реструктуризацию на условиях кредитора, однако заемщики узнали об этом только постфактум при подписании дополнительного соглашения.
Кроме того, заемщики сообщили, что сотрудники банков по телефону не могли внятно объяснить, на сколько будет увеличен срок кредита и сумма переплаты. При этом в одном из финучреждений признались, что им технически непросто рассчитать новый график платежей.
Также оказалось, что отказаться от одобренных удаленно льготных условий обслуживания займа непросто. Тем не менее, банки утверждают, что работают в соответствии с законом.

Сумма до | 5 000 000₽ |
ПСК | 11.658% - 36.332% |
Срок кредита | 12-60 мес. |
Сумма от | 20 000 ₽ |
Возраст | 20-70 лет |
Решение | От 1 мин. |
Истории обманутых клиентов
В Сбербанке, например, при обращении клиентов через сайт за ипотечными каникулами сотрудники предлагали воспользоваться внутренней программой реструктуризации. Несмотря на то, что заемщики отказывались, им приходили СМС-уведомления об активации каникул.
ВТБ, в свою очередь, также подключал клиентам собственную программу реструктуризации вместо запрашиваемой по 106-ФЗ. Кроме того, операторы колл-центра не информировали заемщиков о сумме переплаты и увеличении срока кредитного договора. Также финучреждение не предоставляло гражданам никакие документы, включая обновленный график платежей.
Только после изменения условий кредитного договора заемщикам необходимо было подписать дополнительное соглашение, даже если они были категорически не согласны (в случае отказа клиентам грозили штрафами и испорченной кредитной историей). При этом размер переплаты мог достигать 4,5 миллиона рублей, а срок увеличивался на 1,5-5 лет.
По словам сотрудников ВТБ, еще совсем недавно отключить каникулы было невозможно. Однако было решено улучшить условия льготной программы и предоставить гражданам возможность отключать каникулы по личному обращению в службу поддержки.

Сумма до | 5 000 000₽ |
ПСК | 27.390% - 29.800% |
Срок кредита | 36-120 мес. |
Сумма от | 200 000 ₽ |
Возраст | 19-75 лет |
Решение | За 5 минут |
Один из клиентов Альфа-Банка после подключения услуги реструктуризации по собственной программе финучреждения узнал, что за пропуск 3 платежей на 102 тысячи рублей ему необходимо будет переплатить 1 миллион рублей в течение 2,5 лет. Причем в call-центре банка ему никто не сообщил, какой окажется сумма переплаты.
Кроме того, многих заемщиков кредиторы без предварительного запроса подключают к собственным программам рефинансирования. При этом в СМС-сообщении от финучреждения говорится, что услуга «кредитные каникулы» предоставляется бесплатно. Заемщики начинают подозревать неладное только после того, как кредитная организация начисляет им проценты за просроченные месяцы. При этом сумма оказывается в разы больше ежемесячного обязательного платежа.
Что говорят в Центробанке
По словам регулятора, нельзя исключать некорректных консультаций по вопросам кредитных каникул в телефонном режиме. Поэтому рекомендуется принимать к сведению только письменное подтверждение условий (дополнительное соглашение к договору, проект нового графика и т.п.). Также перед подписанием документов по займу необходимо внимательно с ними ознакомиться.

Сумма до | 5 000 000₽ |
ПСК | 27.9% - 35.003% |
Срок кредита | 12-84 мес. |
Сумма от | 50 000 ₽ |
Возраст | 21-65 лет |
Решение | За 5 минут |
В пресс-службе Центробанка добавили, если заемщик не согласен с предложенными кредитором условиями, он может от них отказаться. Однако в такой ситуации необходимо быть готовым продолжать исполнять обязательства с учетом изначальных условий кредитного договора.
Участники рынка считают, что рассылка клиентам СМС-уведомлений без описания условий рефинансирования и без предварительного обращения заемщика является мисселингом и злоупотреблением. Кредитор не имеет права принуждать заемщика к заключению сделки. В такой ситуации необходимо любыми способами зафиксировать нарушения и составить жалобу в Центробанк. Имейте в виду, что изменить условия договора можно только после того, как они согласованы обеими сторонами.
Комментарии: 0