Больше половины россиян не интересуются своей кредитной историей

Кредитная история имеет первостепенное значение для каждого заемщика. При оформлении ссуды банки опираются на информацию о предыдущих финансовых обязательствах клиента и качестве их выполнения. Тем не менее, многие россияне пренебрегают изучением этого вопроса, знакомые с термином – ошибаются в деталях, а большинство граждан никогда не проверяли свою КИ. Таковы результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ.

Больше половины россиян не интересуются своей кредитной историей
Пихоцкая Ольга Владимировна
Автор Бробанк.ру Ольга Пихоцкая
Если нравится - подписывайтесь на телеграм-канал Бробанк.ру и не пропускайте новости
Об авторе
Высшее образование по специальности "Финансы" Донецкого национального университета экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского. Пять лет проработала в Первом Украинском Международном Банке. Ольга обладает сертификатом Банка Хоум Кредит о прохождении обучения по программе "ФинКласс". В 2019 году подтвердила знания, получив награды "Главный финансовый аналитик" и "Финансист-аутсорсер" Банка России. pihotskaya@brobank.ru Открыть профиль

Как оказалось, 1% наших соотечественников ничего не знает о понятии «кредитная история». Среди респондентов, которые продемонстрировали полное неведение, больше всего молодежи в возрасте 18-24 лет (35%) и пожилых граждан старше 60 лет (36%). Кроме того, о КИ никогда не слышали 27% россиян, не имеющих высшего образования, и 35% безработных.

Больше половины (59%) опрошенных заявили, что осведомлены о термине «кредитная история» и правильно его понимают. При этом выяснилось, что в действительности большая часть участников исследования имеет поверхностное представление о сути этого понятия.

Так, среди неверных определений КИ чаще всего встречались следующие:

  • информация о выплатах по кредитным обязательствам;
  • информация о закрытых кредитных продуктах;
  • информация о действующих займах.
Кредитная история Скоринг Бюро
Стоимость от 0
Узнать КИ Можно
Улучшение КИ Есть
Документы Паспорт РФ
Отчет Онлайн
Время За 5 минут
Оформить

Кроме того, респонденты, знакомые с этим термином, давали неполное или некорректное его определение. Самые популярные неправильные суждения:

  • граждане, которые не брали кредитов, не имеют КИ;
  • положительная КИ гарантирует получение одобрения при попытке взять кредиты в будущем;
  • только просрочки по займам способны испортить КИ.

Эксперт Центробанка Эльман Мехтиев обращает внимание на то, что в цифровую эпоху безопасность персональных данных находится под особой угрозой. Злоумышленники нередко берут кредиты на чужое имя по поддельным документам. В связи с этим нужно быть начеку и держать под контролем КИ, чтобы своевременно выявлять случаи мошенничества.

Также следует помнить, что кредитная история объединяет в себе целый ряд отдельных фактов. Поскольку источники могут быть разными, есть вероятность несовпадений и разночтений. Разумеется, ЦБ и БКИ стоят на страже единого толкования истории, но никто не сделает это лучше самого заемщика.

На вопрос, где хранятся персональные КИ, 26% респондентов ответили, что непосредственно в самом банке, который и предоставил ссуду. Между тем, кредитные организации не являются основным источником такой информации. Как справедливо заметила часть опрошенных, запросить кредитную историю можно в бюро кредитных историй (13%) или в центральном каталоге кредитных историй (14%).

В результате исследования выяснилось, что 61% россиян никогда не интересовались своей КИ. Один раз в жизни соответствующую информацию запрашивало 8% опрошенных, несколько раз – 7%.

Кредитная история Кредистория
Стоимость от 0
Узнать КИ Можно
Улучшение КИ Есть
Документы Паспорт
Отчет Онлайн
Время 1 минута
Оформить

Как стало известно, 81% респондентов пользуются смартфонами. Уровень запроса на цифровизацию специальных сервисов, с помощью которых можно контролировать КИ, оказался среди них довольно высок. Так, 43% граждан готовы чаще проверять состояние кредитной истории через приложение на смартфоне.

По словам эксперта ЦБ, в отличие от бумажных документов, потерю телефона человек замечает сразу. Следовательно, информация с экрана, доступная и легко читаемая, будет быстрее восприниматься, оказывать большее влияние на финансовое поведение и уровень грамотности пользователя.

В свою очередь, представитель НАФИ считает, что россияне пока не имеют четкого представления о назначении кредитной истории и важности ее отслеживания. Также имеются вопросы к уровню платежной дисциплины граждан. Как показывают исследования, 46% респондентов считают допустимой (при некоторых условиях) задержку кредитного платежа. Чаще всего заемщики не знают о негативных последствиях подобных шагов: все нарушения фиксируются в КИ, и получить необходимую сумму в будущем станет сложнее.

Следовательно, уровень информированности граждан о кредитных историях должен расти. Это повысит степень ответственности заемщиков перед банками и приведет к снижению финансового мошенничества.

Центробанк рассказал об изменениях в кредитных историях

Комментарии: 0